(Ars - искусство лат.).
Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества,
специфический род практически-духовного освоения мира.
В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности —
живопись, музыку, театр, художественную литературу
(которую иногда выделяют особо — "литература и искусство") и т. п.,
объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными —
формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство"
относят к любой форме практической деятельности,
когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом,
но и в эстетическом смысле.
Перформанс
Перфо́манс — (англ. performance - выступление, исполнение, игра, представление) - форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, входящего в концептуализм 1960-х годов. Перформанс - короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи или музея. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе - пейзажный перформанс. Коренное отличие перформанса от театра состоит как раз в том, что исполнитель или участник художественной акции совершает абсолютно реальные действия, которые ничего, кроме них самих, не изображают. Причем в противовес хэппенингу с его импровизационностью и спонтанностью перформанс осуществляется группой лиц по предварительному сговору, и основной смысл его опять же не в нем самом, а в пространстве глубоко индивидуальных, эстетических и событийных переживаний очевидцев и соучастников. Качественным параметром перформанса является "чистота", то есть свобода от прямых и близких ассоциаций, демонстративная элементарность сюжета и изобразительных средств. Перморманс в отличие от живописи не требует специальной подготовки для адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как произведению искусства. Наиболее правильной здесь окажется незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и незамутненность чувства. Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар". Они предварительно сшили из пестрого ситца оболочку "шара" диаметром 4 м и купили 500 надувных шаров. Зрителей никаких не было. Они надули шары и набили ими оболочку, положили в "шар" включенный электрический звонок с батарейкой, завязали и пустили по течению реки. Они стояли и любовались, как красиво плывет "шар" по живописной извивающейся реке и вписывается в пейзаж. Перформанс в наиболее обостренной форме демонстрирует ориентацию концептуализма на сознание, не замутненное идеологией и стереотипами. Как правило, концептуальный перформанс работает с чисто абстрактными категориями: временем, пространством, человеческим телом в пространстве, позицией созерцания, расстоянием, длительностью и т.д. Перформанс условно можно назвать театром визуальных искусств, поскольку в него включаются элементы пантомимы, танца, музыки, поэзии, видео, кино.
слово/понятие добавлено в понедельник 23 ноября 2009 года, 11:48:14
Искусство - специфический вид отражения и формирования действительности
человеком в процессе художественного творчества в соответствии
с определенными эстетическими идеалами.
Без искусства не может быть массовых социальных изменений, их закрепления
в массовом сознании. В искусстве существует прогресс способности переступать
границы ранее сложившегося комфортного состояния. Искусство - постоянный разведчик
будущего, точнее - возможных сдвигов в комфортном состоянии. Попытки
«запретить» определенные виды и формы искусства являются фактически попытки
воспрепятствовать значимым изменениям в обществе.